Правила безопасности на льду

Весна всегда воспринимается как начало чего-то нового, может, не зря именно весной наши предки справляли Новый год? Световой день увеличился. Солнце пригревает все теплее, и, кажется, скоро растает последний снег. Но это обманчивое впечатление, еще вернутся морозы и неожиданные метели, да и рыболовное братство не спешит зачехлять ледобуры и убирать зимние ящики в гаражи и на антресоли. Рыбалка по последнему льду — это отдельная «больная тема» для рыболовов-зимников.

Не секрет, что многие любители зимней рыбалки с нетерпением ждут окончания так называемого периода глухозимья, когда первая талая вода попадет под лед и заставит рыбу активизироваться. Вот и спешат они ухватить свою удачу за хвост. Перепрыгивают в предрассветных сумерках прибрежные закраины или летят в фонтане брызг на автомобилях по льду к заветным точкам, чтобы потом долго рассказывать, как им повезло в этом году завершить сезон по последнему льду.

Правила безопасности на льду

Азарт на грани риска

Рыбалка по последнему льду часто проходит, как говорят спортивные комментаторы, «на грани фола». Казалось бы, крепкий от ночного мороза лед под прямыми лучами солнца начинает темнеть, становится игольчатым и рыхлым, и хождение по нему теперь смертельно опасно. Однако кто думает об этом, если «рыба пошла», а на русское «авось» надеялись не только наши деды, но и прадеды. Но каждую весну скорбная статистика пополняется свежими цифрами погибших рыболовов, у которых азарт переборол здравый смысл. Да что там говорить, я и сам был на Ладоге, когда рядом со мной трещина на льду в течение нескольких минут распоролальдину пополам.

Полоса чистой воды быстро разделила «везунчиков» от «неудачников», и часть неудачливых рыболовов вместе с автомобилями отправились на льдине в плавание. К счастью, наша команда попала в первую половину. Несколько лет назад в журнале была статья про ту экстремальную рыбалку. Почему-то именно в этой конкретной ситуации вспоминаешь службу МЧС и ее инспекторов, как последнюю надежду на своевременное спасение. Поэтому и приходится сотрудникам МЧС и ГИМС, постоянно проводить рейды по «контролю и надзору правил поведения на водных объектах». В один из таких рейдов пригласили и сотрудников журнала «Рыбачьте с нами».

За порядком на акватории, прилегающей к Москве, следят пять отделений ГИМС Московской области: Центральное (Мытищи), Северное (Дубна), Южное (Серпухов), Восточное (Жуковский), Западное (Солнечногорск), а также инспекторские участки, входящие в состав этих отделений.

Графики проводимых проверок утверждаются еженедельно. Ежедневно происходит патрулирование. Каждый инспектор, отвечающий за отдельный участок водоема, подает сведения о состоянии и толщине льда, количестве рыболовов в определенных местах, и по этим данным составляются графики проверок. Места с наибольшим скоплением народа в первую очередь попадают в план проводимых рейдов. Не следует думать, что проверки проходят только на акватории водохранилищ. Все водные объекты, будь то малые реки, озера или пожарные пруды, находятся под надзором инспекторов. Потому что и на этих водоемах люди ловят рыбу, отдыхают, катаются на лыжах и даже умудряются проваливаться под лед и тонуть.

Правила безопасности на льду

И по льду, и по воде

В нашем распоряжении современная техника — катер на воздушной подушке «Марс-700». Эта амфибия, загрузив всех в свое теплое чрево, передвигается по снежно-ледовой поверхности со средней скоростью около 60-70 км/ч. Из-за того что такой техники на акватории мало, катеру приходится преодолевать достаточно большие расстояния. Наш рейд начинается с Пироговского водохранилища, от гидросооружений в Подрезово. и доходит до Икши, через Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское водохранилища и канал им. Москвы, соединяющий все эти акватории. «Марс-700» проходит этот путь по льду менее чем за час, хотя по воде на это ушло бы более полутора часов, а для патрулирования на машине 260 км береговой линии — не менее четырех часов.

В этом плане у катера на воздушной подушке большие преимущества, он позволяет проконтролировать максимум объектов, пройти маршрут два-три раза, а в случае опасной чрезвычайной ситуации сориентировать по рации инспекторов на местах, чтобы они могли принять необходимые меры. При прохождении катера на воздушной подушке в непосредственной близости от рыболовов они испытывают дискомфорт, так как его масса около 2 т. Когда эта махина проходит по слабому льду, из лунок ключом бьет вода и лед в некоторых местах вспучивается. А инспектора при этом должны патрулировать, оценивать ситуацию и в случае необходимости загружать пострадавшего на борт и оказывать помощь.

Правила безопасности на льду

Рекомендации по безопасности

За время проведения плановой проверки мы столкнулись с некоторыми нарушениями правил поведения людей, находящихся на весеннем льду, О них стоит еще раз упомянуть. Если не рассчитывать на «авось», прислушиваться к рекомендациям инспекторов, не терять рассудок, желая еще раз испытать судьбу, то в нашей жизни может быть еще много интересных рыбалок, о которых с удовольствием вспоминаешь в кругу друзей и единомышленников.

✔ Массы людей сидят и ловят рыбу над большими глубинами, на руслах рек, что само по себе опасно.

✔ В первую очередь лед протаивает и проваливается в местах наиболее сильного течения по руслу водоема На больших глубинах из-за подводного течения и рельефа дна возможен отрыв льдин в районе трещин.

✔ При большом скоплении народа в одном месте сказывается такой психологический фактор, как нахождение в толпе.

✔ В случае паники в подобных условиях человек движется неосознанно, не способен оказать помощь, включается стадный инстинкт. Поэтому рекомендуем рыболовам не уходить в толпу и группироваться не более чем по пять-семь человек.

✔ Рыбачить надо в небольшом коллективе, где каждый на виду. Толпа спасти не в состоянии, в ней могут затоптать, человек погибнет, и никто этого не заметит и даже не вспомнит, когда это произошло.

✔ При ловле в палатке нельзя бурить большое количество лунок, что может привести к про-валиванию под лед.

✔ Не выходите на лед, если он уже отошел от берега и образовались закраины. Возвращение назад даже через очень короткое время может оказаться — невозможным.

✔ Нахождение в холодной воде при температуре +4°С дольше 15-20 минут приводит к переохлаждению, что смертельно опасно.

✔ Надо понимать, что если сразу не оказать экстренную первую помощь пострадавшему, чуть позже она будет уже бесполезной.

Оставьте комментарий