Лучшая в мире рыбалка — у побережья Гватемалы

Лучшая в мире рыбалка — у побережья Гватемалы, — сказал крупный широкоплечий австралиец с намечающимся брюшком. — Сотни парусников на поверхности. В день клевало около сотни рыб». «Чепуха!» -возразил его визави. Вскоре дискуссия грозила перейти в рукопашную. Я посидел немного, расплатился и покинул бар, поскольку старый портовый квартал Гаваны известен своими не очень нежными формами общения. Спустя несколько лет я стоял в аэропорту Гватемала Сити, с трудом вспоминая описанный выше разговор. Роберт Фаллон, коммерческий директор фирмы Sail fish Guatemala, встретил меня и доставил в рыболовный домик. На следующее утро после завтрака мы поехали к морю.

Лодка ждала нас с уже работающими двигателями, лед, приманки и напитки были погружены. Как владелец процветающего магазина биологически чистых продуктов в Калифорнии он прибыл в Гватемалу, чтобы закупать экологически чистый кофе. Там он зашел в одно американское предприятие, предлагающее морскую рыбалку на парусника. Он купил часть этого благополучного предприятия и стал его главным управляющим. Дела пошли успешно, при Роберте все стало безупречным: 4-х и 5-звездочные гостиницы, чистые, быстрые, современные лодки, хорошо оснащенные и управляемые профессиональной командой. Местные капитаны и их команды обеспечивали отличный сервис.

78 парусников на одну лодку

Роберт сообщил, что в лучший день его предприятия на одну лодку было поймано 78 парусников. Случилось это весной 2001 г. Дневные уловы, составляющие от 15 до 20 парусников, не являются чем-то необычным. И нахлыстовики находят здесь оптимальные места для ловли. Это и делает Гватемалу такой неповторимой. Нигде в мире нет таких многочисленных стай готовых клевать парусников, и в этом я хотел убедиться лично. В I Гуэр-то Истапа я взошел на катер, на котором вышел в океан. Через час хода матрос сбросил первую приманку с кормы. Сразу же из воды выпрыгнул парусник. Роберт толкнул меня, смеясь, локтем в бок и спросил, не первого ли в жизни парусника я собираюсь вываживать? Когда я вытащил удилище из держателя, парусник устремился к лодке. Никакого шанса на подсечку, поскольку у меня не было еще контакта с рыбой. К счастью, рыба через несколько секунд нырнула. Леска натянулась и, наконец, я почувствовал моего первого Peschwela, так местные жители называют парусника. Парусник отчаянно боролся. Иногда он ракетой вылетал из воды, иногда уносился прочь и демонстрировал один прыжок за другим.

После многих томительных минут мне удалось подтянуть рыбу к борту. Матрос схватил поводок, вытащил крючок, и рыбу на короткий момент подняли на борт для фотографирования. Капитан оценил его массу в 45 кг. Затем мы осторожно отпустили рыбу обратно в море. Иногда проходит более 15 минут, пока рыба отдохнет и придет в себя, но на этот раз парусник оказался достаточно сильным и стремительно уплыл прочь. Сразу же привязали новый поводок, и удилище установили в держателе. Прпманкой служили рыбки баллиху, которыми был забит холодильник. Матрос насадил их на крючки еще до выхода в море, потому что в горячее время клева времени для насаживания приманок нет. Поводок был изготовлен из толстой монофильной лески, которая должна была противостоять шершавому мечу рыбы. Рыбу ловят здесь на круглый крючок Round Hook, который в Гватемале законодательно предписан для ловли меченосных рыб. Замороженных рыбок баллиху сначала оттаивают в крупной соли, затем у них удаляют глаза. Специальным шнуром, продетым через глазные отверстия рыбки, приманку привязывают к крючку так, чтобы ее рог был направлен вверх. Иногда перед приманкой устанавливают Skirt (юбку) из яркоокрашеппого силикона, чтобы защитить приманку и повысить ее привлекающее действие. В первый день мы поймали 8 парусников, нескольких дорадо (больших корифен) и бо-нито. Я был удивлен, что команда на обратном пути выглядела подавленной. Очевидно, 8 парусников и 5 или G рыб в качестве дополнительного улова означали для них плохой день.

Пищевая цепочка на сплавной древесине

На второй день шкипер решил показать мне нечто необычное. Мы шли два часа, пока цвет воды не стал его удовлетворять. Вблизи побережья вода была мутной и коричневой, а в открытом океане — голубой и прозрачной. Вновь приманки были опущены в воду, и сразу же последовали поклевки рыб. На этот раз это были большие корифены. Первая рыба — импозантный бычеподобный самец с высоким лбом и мрачной миной. Силой своих прыжков он составлял серьезную конкуренцию парусникам. Позднее мы увидели на горизонте нечто похожее на двух птиц, стоящих на воде. Мы подплыли поближе и увидели двух пеликанов, которые стояли на дрейфующем стволе дерева. На просторах океана такое плывущее дерево является укрытием для мелких водных животных, которые, в свою очередь, привлекают крупных рыб. Кормовая цепочка вокруг такого плавающего ствола простирается от мелких рачков и креветок до небольших рыб и стай скумбрий и тунцов. На конце этой пищевой цепочки стоят парусник и марлин. Для рыболова такое место — благодать. Когда проезжали мимо ствола дерева увидели большую корифену длиной с руку. Наши приманки шли примерно в 50 м позади лодки. Синий марлин вынырнул и проверил одну из них. Когда мы хотели спустить ему в воду более крупный кусок, подскочил парусник и атаковал приманку.

Парусник на шелковой нити

Я вытащил разодранную в клочья баллиху на борт, парусник прыгнул вновь и атаковал остатки приманки, брошенные у бак-борта. Именно этого я и ждал. Я взял в руки удилище с безынерционной катушкой и подбросил новую приманку прямо к рыбе. Когда приманка упала на воду, парусник сразу же с громким всплеском бросился на нее. Я открыл дужку лесоукладывателя и подождал 4 или 5 долгих секунд. Затем леска начала сходить с катушки. Засечь рыбу было нетрудно. Я закрыл дужку лесоукладывателя и поднял вершинку удилища вверх, чтобы погасить первый удар рыбы. Вершинка согнулась навстречу рыбе, и леска буквально врезалась в катушку. Этот момент явно показал, для чего нужен ее тормоз. У меня была оезы-нерционная катушка Репп 7500 SS, заполненная тонкой плетеной леской. Шпуля вмещает 600 или 700 м лески с разрывной нагрузкой 11 кг, и это оказалось не слишком много. Усилие торможения катушки было установлено на 25 % от прочности лески. Когда шпуля была наполовину опустошена, я выключил блокировку обратного хода ротора и стал вываживать рыбу, полагаясь только на силу рук. Таким образом, я был в состоянии парировать особенно жесткое сопротивление рыбы, вращая ручку назад. У меня постоянно был хороший обзор.

Капитан сразу же признал преимущество плетеной лески и держался на расстоянии от бушующего парусника. При наличии мо-пофильной лески с такой же разрывной нагрузкой расстояние до рыбы должно быть как можно меньше, потому что парусник так быстро плавает, что одно только сопротивление воды может разорвать леску. Следует выбрать и наиболее подходящий момент для вытаскивания трофея. Рыбунужно настолько утомить, чтобы команда могла справиться с ней без особого риска. Однако она не должна быть совершенно обессилена. Иначе при отпуске на волю рыба может погибнуть от истощения. Этот парусник принадлежал к самым крупным. Общими усилиями нам удалось через 40 минут поднять его на борт, где капитан оценил массу рыбы в 55 кг. На третий день мы опять вышли в море. По рации узнали о поимке нескольких парусников и больших корифеи, а также о том, что другая лодка обнаружила стаю ваху. Мы пошли туда и насладились волнующим вываживайи-ем небольших, по быст торые вели сеоя при вываживании так же, как и парусники.

Впечатляющие перспективы

Здесь я сделал одно из моих самых впечатляющих открытий. Примерно в 45 милях от берега море было глубиной несколько сот метров с лазурно-голубой и необычайно прозрачной водой. Когда парусник или ваху ныряли под лодку, они не исчезали, а только становились меньше. На глубине они смешивались с тысячами других рыб, которые нас окружали. По краям гигантских стай из воды выпрыгивали сотни дельфинов и показывали спектакль, который невозможно увидеть ни в одном из аквариумов мира. Рыболовные снасти на борту отличные. Поэтому не нужно брать с собой никаких собственных. Но если кто хочет ловить со своей личной снастью, он, естественно, может делать это. Однако она должна быть мощной и хорошего качества. Бортовых удилищ класса от 20 до 30 фунтов, дополненных тяжелым спиннингом и несколькими воблерами, вполне достаточно. Лично я предпочитаю «плетенки», потому что диаметр их может быть меньше, и тогда на катушке помещается гораздо больше лески. Гватемала, пожалуй, единственный район для рыбалки Big Game в мире, где целесообразно ловить на лодке вчетвером. Огромные запасы рыб гарантируют, что ловить будет каждый, и нередко их вываживают несколько рыболовов одновременно.

Марлин как дополнительный улов

Часто позади лодки можно было увидеть марлина. Синий или полосатый марлин, впрочем, не является основной добычей, а считается желанным дополнительным уловом. Но где еще в мире добывают в среднем 40 марлинов на лодку в год в качестве побочного улова? Парусников и марлинов в Гватемале после поимки в основном снова отпускают. Такие дополнительные уловы, как большую корифену, бонито или ваху, вытаскивают из воды и отдают экипажу или вечером в рыболовном домике готовят из них праздничный ужин. Цепа тура составляет в зависимости от сезона от 1500 до 2200 американских долларов на человека. Сюда входят четыре ночи в гостинице, вся еда и три выхода в океан с четырьмя рыболовами на борту.