В поисках трофейной рыбы…

На Дунай я попал сразу после окончания нерестового запрета. То есть как раз в то время, когда на придунайских озерах рыба уже неактивна, а в реке она, по причине очень мутной воды, еще не клюет. Но ничего изменить было нельзя, сроки поездки зависели не от меня, и я решил посетить одно озеро, на котором мне бывать еще не доводилось, и где, по словам моего живущего в тех краях друга, много окуня, присутствует судак, а вот щуки по каким-то причинам нет. Прибыл на место и, особо не мудрствуя, сделал ставку на микроджиг. Джиговал у самого дна, в полводы, старался нащупать рыбу и на глубине и вблизи береговой растительности, менял цвет приманок, вес «ушастиков», но за полтора часа поймал лишь одного окуня и заработал еще одну пустую поклевку. Тогда я решил перейти на противоположный берег и попробовать ловить там. И оказался прав — буквально сразу мне удалось поймать на дюймовые твис-теры шесть небольших бычков. Но ловить бычков было неинтересно, и я пошел дальше вдоль озера — туда, где обрывистый берег водоема плавно переходит в пологий. На этом участке озера повсюду виднелись небольшие островки водной растительности. Как по мне — просто идеальное место для ловли окуня на воблер. Ловить я пробовал на разные воблеры, в основном небольшого размера. Испытал шумный и активный мелководный Chubby, потом Hornet, Yo-zuri L-minnow, Masu-master формы minnow и другие, но лучше всего проявил себя Rigge 56S на твичинговой проводке. Как только этот воблер начинал рыскать возле подводных зарослей, его сразу же атаковал окунь. В результате было поймано несколько средних по размерам окуней, и одного крупного я вытащить не смог, так как сразу после поклевки рыбе удалось затянуть снасть в водоросли и таким образом освободиться.

В поисках трофейной рыбы...

Спустя несколько дней вода в Дунае стала заметно светлее, и лишь изредка в реке можно было увидеть пятна мути. Это был хороший знак
— пора на рыбалку!
Если говорить о наиболее вероятных трофеях при спиннинговой ловле на Дунае, то на первое место можно смело поставить жереха, на второе
— судака, на третье — щуку, потом сома, а вот в качестве приятного сюрприза, но уже ближе к середине осени, на «силикон» можно соблазнить солидного сазана. Но до осени было еще далеко, поэтому ставку мы с товарищем сделали на жереха. И для этого выбрали столь любимое этой рыбой место разделения русла реки на протоки. Именно в таких местах, где образуются обширные мелководья, часть которых обычно утопает в густом ивняке, любит охотиться дунайский жерех.

К сожалению, не могу не отвлечься и йе отметить, что в жереховой рыбалке на Дунае за последние два года произошли довольно значительные изменения. Если еще в позапрошлом году я был свидетелем того, как вся поверхность реки могла вскипать от жерехового боя, то в этом мне такого увидеть не довелось ни разу. Жереховые выходы, конечно, были, но представляли они собой лишь бой нескольких небольших экземпляров, да и то, эти места нужно было хорошо поискать.

Наша с товарищем жереховая рыбалка представляла собой выезд на уже давно проверенные рыболовные точки и в вполне определенное время. Как только до полной темноты оставалось минут двадцать, начинался жереховый бой, и вот именно в этот момент нужно было грамотно преподнести приманку рыбе. У меня лучше всего в этой ситуации работал мелководный Chubby — этого шумного японского «карапуза» жерех мимо не пропускал. Так что все что нужно было сделать — это забросить воблер в нужное место. При проводке Chubby сильно шумел, постоянно лопастью черпал песок, что и привлекало рыбу. На игру других приманок в моем исполнении жерех отзывался слабо. Он полностью игнорировал игру двух моделей «риджей» на твичинговой проводке, YO-Zuri формы минноу -как на равномерной проводке, так и на твичинге. Не приносили успехов и вокеры — ни ужгородский стик, ни фирмы Owner Cultivia. Не реагировал жерех и на поппер YO-Zuri и лишь изредка атаковал небольшие вращающиеся блесны с опушкой на тройнике. Что касается тандема кастмасте-ра и мушки, то мне использовать его было неинтересно.

У товарища ситуация с уловистыми приманками выглядела немного иначе. Лучшим по уловистости у него оказался Khamsin от ZibSaits. У этого воблера замечательная собственная игра и отличные полетные качества, дающие возможность добросить приманку до жирующего хищника. Второе почетное место среди боевого комплекта товарища занимает 3D flat crank от YO-Zuri. Этот воблер по своей форме далек от классического объекта питания жереха — уклейки, но атаки хищника на эту приманку были частыми. Объяснить это можно, думаю, опять же хорошими полетными характеристиками. А еще у товарища жерех азартно атаковал вращающиеся блесны серии Blue Fox и самодельные латунные микроколе-балки.

Следует отметить, что как только нам удавалось поймать несколько жерехов, вся стая сразу же удалялась от лодки на недосягаемое для заброса расстояние. Но мы не снимались с якоря и не преследовали жереха, а просто ждали, пока какой-нибудь прогулочный катер спугнет стаю и она опять возвратится на старое место. Не скажу, что это была целенаправленная охота за трофеями. Мелководье на Дунае — место посещения, как правило, некрупных жерешат, но надежность рыболовной снасти здесь могут проверить и солидный жерех, и судак, и даже сом. Так что интересные поклевки были. Так однажды вечером мы задержались на реке допоздна, и вот именно тогда, когда до полной темноты оставались считанные минуты, я пристегнул минноу магнетик от YO-Zuri. Первый же заброс выше по течению, легкий твич и… вдруг метров пятнадцать от лодки произошел мощный встречный удар по приманке. Но рыба не засеклась, а воблер от удара взлетел над водой. И тут я стал наблюдать картину: приманка падает на воду, а жерех тут же разворачивается и хватает ее. Что интересно: после подсечки рыба изо всех сил рванула в сторону лодки, и, чтобы не дать слабину, мне пришлось в очень быстром темпе вращать ручку катушки. Приблизившись к лодке, жерех мгновенно развернулся и пошел в прибрежные корчи. Я зажал фрикцион, максимально нагрузил спиннинг, но это не помогло мне удержать трофей. А было в том жерехе никак не меньше 3 кг.

Половив жереха, мы решили заняться ловлей судака. Поиск рыбы начали с тех мест, где судак неплохо клевал на джиг осенью. Но эти места «молчали». Пробовали ловить в коряжнике, но там за утро можно было заработать лишь одну или две часто невнятные поклевки. Проверили исчерченное глубокими канавами мелководье, но все, что здесь удалось поймать, — это несколько совсем небольших судачков. Решили поискать хищника в узком русле Дуная — в местах свалов и выходов из глубины. Почти каждое такое место приносило нам одну, максимум две поклевки, но судачок ловился мелкий — не более полукилограмма. Отпускали, искали другие места. Особое внимание уделяли тем свалам на глубину, где лежали коряги. Но и там крупный судак не брал, а лишь иногда в конце джиговой проводки, уже на быстрой подмотке «силикон» атаковал жерех за килограмм. Но все же удача под конец дня улыбнулась нам. Мы обнаружили плато с глубинами около 2-3 метров. Особо не веря в успех, стали на якорь и начали джиговать. Каково же было наше удивление, когда удилище сначала у товарища, а потом почти сразу же у меня просигнализировало о поклевке. Подсечка — и два неплохих судачка заведены поочередно в подсак. Мы воспрянули духом, но все было не так просто. Судак часто атаковал приманки, но засечь его нам сначала не удавалось. Перепробовали все свои уловистые твистера и виброхвосты различных цветов и размеров — результата нет. В конце концов я откопал в рыболовном ящике октопус от Berkly. Результат поразил — начались уверенные поклевки хорошего судака. Товарищ не захотел ловить на октопус и продолжил поиски уловистой приманки. И нашел. Уловистыми оказались виброхвосты Bassasasin — эти приманки хищник тоже атаковал очень уверенно.

На следующее утро мы решили попытать счастья в том же месте. Я начал ловлю на свою проверенную приманку, а напарник на свою. У товарища — уверенные поклевки, как правило, результативные, а у меня холостые. Поставил «резину» Bassasasin — сразу уверенные поклевки хорошего судака. Ставлю другой «силикон» — результат предыдущий. Это заставило меня вновь искать уловистый «силикон» (не пользоваться же плодами поисков товарища). Долго искал, экспериментировал и уже под конец рыбалки нашел — крупные виброхвосты Fishanter от Mikado. Приобретал я их для ловли деснян-ской щуки, и вот решил попробовать в надежде на поклевку крупного судака. Первый диагональный заброс под противоположный берег, и на второй ступеньке — отчетливый удар. Подсечка — пусто. Вымотал снасть, а у приманки отсутствует хвост. Ставлю другой. Заброс в то же место, при падении приманки поклевка, подсечка — есть! и что-то тяжелое. У самой лодки методом выкачивания поднимаю рыбу на поверхность и завожу в подсак судака весом за два килограмма. Предлагаю товарищу поставить мой «силикон». Ставит и уже на втором забросе поднимает судака за полтора килограмма. Я делаю дальний заброс, осуществляю несколько джиговых ступенек, поклевка, подсечка — вывожу судака килограмма на два с половиной. Завожу трофей в подсак, и тут застежка разгибается и мое чудо-«силикон» проскальзывает сквозь крупную ячею подсака и быстро скрывается в мутной дунайской пучине. У товарища очередная поклевка — и его Fishanter приплывает к лодке без хвоста. Таких виброхвостов у нас больше не было, поэтому мы решили ехать домой.

Эта рыбалка заставила нас задуматься. Какое все-таки важное значение при ловле хищника имеют цвет, форма и плотность «силикона»! Не то, чтобы я в этом сильно сомневался, но тут было все так наглядно… А может, используемый нами виброхвост просто идеально походил на бычка, которого было очень много в этом месте? Но почему Fishanter селективно привлекал более крупных судаков?

На этом мажорном аккорде мое рыболовное путешествие на Дунай закончилось. Я попрощался с другом, сел в автобус и поехал домой — к моим родителям. Там мне предстояла рыбалка, на Сейме. На первый взгляд Сейм очень похож на Десну, но только немного уже. Но по своей ихтиологической структуре от Десны эта река немного отличается. Ее можно охарактеризовать как жерехово-голавле-вую, так как в реке достаточно много именно крупного жереха и голавля. Конечно же, в реке есть и крупная щука, и судак, и мерный окунь, но их ловля более оправдана в осенний период. У меня же цель номер один — это поимка жереха. Но это было нелегким заданием, ведь жерех в Сейме, в отличие от дунайского, еще более привередлив и осторожен.

Поездка на Сейм была совсем короткой — всего на сутки, то есть в моем распоряжении были лишь вечерняя и утренняя зорьки. На место приехали в полдень, и я решил не ждать вечера, а начать ловить микроджигом у крутого обрыва — там, где течение вымыло берег и образовало несколько небольших участков с обратным течением. Снасть оснастил пятиграммовыми «ушастиками» с полторадюй-мовыми твистерами на крючках №10 от Owner. На особые успехи не рассчитывал, так как знал, что в таких местах окуня бывает мало, и, как правило, после извлечения парочки экземпляров клев прекращается. Но река в этот жаркий день подготовила мне сюрприз. Очередной заброс микроприманки на границу быстрого и медленного течения, ступенчатая проводка, поклевка, подсечка, и я чувствую, как на том конце шнура заходил из стороны в сторону окунек. Вывожу его и вдруг чувствую, что не могу сдвинуть свой трофей с места. Неужели зацеп? Стараюсь несильными подергиваниями что-то изменить, и вижу, что моя леска медленно, но уверенно начала движение против течения. Тут и в руку начали передаваться мощные и глухие удары. Леска тонкая, поэтому ослабил фрикцион и продолжил вываживание. И мне удалось подвести к берегу щучку весом где-то под два килограмма, которая, как оказалось, схватила пойманного мною окуня. Увидев меня, рыбина раскрыла пасть, отпустила окуня и ушла. Ни с чем подобным я еще не сталкивался, и потому был рад, что мне удалось разглядеть щуку. А то долго бы думал и гадал, что же все-таки произошло. В том же месте у меня была еще одна интересная поклевка. Думаю, это был крупный окунь. После подсечки он даже не сдвинулся со своего места, а потом начал медленно уходить на глубину и сошел.

А небольших окуньков я поймал много. На крутом берегу, в местах с обратным течением, они азартно атаковали ужгородский стик. Получил море положительных эмоций — все атаки происходили на поверхности воды, то есть у меня на глазах. Неплохо окунь реагировал и на винницкого «головастика», но лучше всего показали себя мелководные «чабик» и «хорнет».

Потом мое внимание привлекло лежащее в воде посредине реки дерево. Доплыл, забрался на него. Сделал серию проводок вдоль дерева, оборвал несколько джиговых приманок, но изучил рельеф дна. С одной стороны ствола было мелководье с огромным количеством торчащих из дна веток, а с другой — канава с корягами глубиной в полтора метра. Вот именно эта канава и привлекла мое внимание. Условия были сложные — длина осуществляемой проводки не превышала двух метров, то есть за проводку можно было осуществить всего три-четыре джиговые ступеньки. Окунь клевал жадно, но засеченную рыбу часто сбивало с крючка сильное течение. Довольно неплохо окунь ловился в этом месте на приманку, парящую в толще воды. Для этого я делал обо-рот-два катушкой, после чего удилище, стараясь продолжить проводку, медленно поднимал вверх. При этом приманка начинала парить в толще воды, и это провоцировало поклевки. Окунь отдавал предпочтение одно-хвостым твистерам цвета карамели и машинного масла. Неплохо он отзывался и на пучок искусственного мотыля, насаженного елочкой на джиг-головке. Поролоновые приманки окунь полностью игнорировал.

Пришло время вечерней активности жереха. Солнце быстро упало за горизонт (тут же оживились кровососущие насекомые), и возле поваленных деревьев начались характерные всплески. Пробил час перестраивать снасти. Поставил шпулю со шнуром 0,13мм, поводок с разрывной нагрузкой 6 кг и пристегнул «чабик». Именно с него я решил начать ловлю. Но после нескольких забросов произошел досадный отстрел приманки. После потери времени на неудачные поиски утерянного воблера, на вечернюю ловлю жереха у меня оставалось не более пятнадцати минут. Решил попытать счастья с Rigge 46S MDR от Zip Baits. Воблер забрасывал немного выше поваленного дерева и рывковой проводкой сплавлял его как можно ближе к стволу. С десяток забросов в сторону корчей не принесли ожидаемого результата, и тогда я сменил Rigge 46S на Rigge 56S.

Но несколько забросов в точку, где были видны постоянные всплески охотящейся рыбы, результата не принесли. Опять пристегиваю Rigge 46S, забрасываю немного выше поваленного дерева и медленной равномерной проводкой, заставляя приманку играть, сплавляя ее мимо жереховых очагов. После нескольких оборотов катушки наконец-то происходит такой долгожданный удар. Потом была мощная потяжка со срабатыванием фрикциона… и сход. А атаковавший приманку жерех сделал над водой красивую свечу и скрылся, оставив за собою лишь водоворот. Я продолжил проводку, и после нескольких оборотов катушки произошла очередная поклевка. Сильный удар, началось стремительное сматывание шнура со шпули… и вновь досадный сход! Выматываю снасть и, даже не осмотрев ее, делаю дальний заброс. Несколько оборотов катушки, вновь сильнейшая поклевка и такой упоительный звук фрикциона. Жерех долго держался на глубине, он все время совершал рывки, что заставляло меня постоянно регулировать фрикцион. Увидев мою борьбу с рыбой, сестра, которую я взял с собой на рыбалку, принесла подсак и сбросила его с обрыва мне под ноги. Через какое-то время жерех устал, но как только я пытался завести его в подсак, вновь находил силы и уходил к середине реки. Надо сказать, что взять рыбу очень мешало и сильное течение, которое постоянно выворачивало подсак. Тем не менее, мне это сделать удалось, и я вынес на берег красивого крупного жереха, который и в подсаке продолжал борьбу. Стал извлекать приманку — два крючка на тройнике разогнуты… просто удивительно, как жерех не сошел. После продолжительной фотосессии продолжать рыбалку уже не было смысла — стало совсем темно. Не беда — в моем распоряжении еще целое утро!

Утренний Сейм был прекрасен: дымка над водой и полная тишина, которая время от времени нарушалась лишь всплесками рыб. Эпизод со щукой не выходил у меня из головы, поэтому решил заняться джигом на обрывистом берегу. Но проджиговав часа два, я поймал лишь несколько небольших окуньков. Потом пытался ловить голавля, но тоже без особого успеха. На игру воблеров формы мин-ноу голавль вообще не реагировал. Не хотел он атаковать и «головастика» — лишь изредка выходил за ним, но когда до воблера оставалось несколько сантиметров, разворачи вался и уплывал прочь. Более уверенно голавль атаковал «ужгородский стик», но засечь его было сложно.

Солнце поднялось высоко, и стало настолько жарко, что ловить рыбу было некомфортно. И я, поймав лишь с десяток окуней на микроджиг да пару голавликов, вернулся домой. Не очень удачной у меня получилась рыбалка в это утро… Тем не менее, общие впечатления от поездки на Сейм были очень хорошие — и щуку видел, и жереха хорошего поймал… не говорю уже о прекрасных пейзажах реки, о бесконечных пойменных лугах и аромате луговых трав. А еще я был приятно удивлен тем, что за все время, проведенное в этом чудном месте, не увидел ни одного браконьера.

Запланированную поездку на Рось пришлось отложить, так как мне и моему другу неожиданно сообщили о предстоящей командировке в Ужгород. Но нет худа без добра: созвонились с коллегами из Ужгорода и те пообещали организовать форелевую и хариусовую рыбалку. И вот мы в пути, но уже в поезде нам стало ясно, что рыбалка в Закарпатье у нас, скорее всего, удачной не получится. Небо словно прорвало, и мы из окна вагона наблюдали за тем, как повсюду с гор неслись потоки мутной воды. Дождь прекратился лишь через четыре дня, но вода в Уже оставалась очень мутной. И лишь спустя еще два дня, уже перед нашим отъездом, в реке стало возможным разглядеть стайки небольших голавликов. Но на следующий день вечером нам надо было ехать домой, поэтому утро — это был наш последний шанс.

Утренняя река была очень красива. Многие перекаты, пороги, вид подступавших к городу гор… Ловлю решил начать с мелких вращающихся блесен. Сначала проверил несколько приманок серии Мугап — поклевок не последовало. Пристегнул поочередно несколько мепсовских «вертушек», потом испытал мелкую «вертушку» с огромной мухой Rooster teil, заменил ее на Martin

— результат аналогичный. Решил испытать в деле воблеры. Проверил в работе L-minnow 33
— не клюет, да и игра у него на струе, на мой взгляд, далека от совершенства. Поставил мелководный Chubby и решил упорно ловить только на него. Спустя некоторое время приманку атаковало два мелких голавлика, которых мне не удалось засечь. Это обнадежило, и где-то еще через полчаса мне все же удалось засечь и вывести голавля грамм на шестьсот. Тут же, конечно, отпустил его.

У друга ситуация с рыбалкой выглядела несколько иначе. Испытав на уловистость небольшие воблеры, он сделал ставку на мелкие «вертушки» «Маньячки» и, как оказалось, попал точно в цель. Ему на эти приманки удалось поймать несколько небольших голавлей. Он их тоже отпустил, ведь рыба, как таковая, нам была не нужна — мы уезжали домой. Жаль, что не удалось половить хариуса и форель, но ничего — мы сюда обязательно вернемся.