ТО Безынерционной Катушки | Как Нужно Менять Смазку?

Автор, Константин

ТО безынерционной катушки, то есть ее чистка и полная замена смазки, следует проводить не менее 1 раза в год. Желательно подготавливать катушку перед каждым сезоном.

Мы много лет увлекаемся спиннинговой ловлей и пришли к выводу, что несмотря на то, что катушка хорошо работала в течение года, ее обязательно нужно промыть и заменить смазку.

Оглавление:

Пошаговая инструкция

С чего начать?

Снимаем ротор

Снимаем обгонную муфту

Ставим метки на шестеренках

Снимаем главную пару

Убираем старую смазку

Сборка катушки

Проверка катушки после сборки

Как бы хорошо она не работала, и какой бы хороший ход у катушки не был, все равно внутри механизма появляются следы износа и смазка начинает темнеть.

Потемневшая смазка настоятельно указывает на то, что катушку нужно обязательно обслужить.

В чем заключается техническое обслуживание катушки?

Мы полностью разбираем механизм, достаем все детали, хорошенько промываем механизм от старой смазки, выслушиваем и закладываем внутрь механизма катушки, новую качественную смазку.


ТО безынерционной катушки пошагово

Сейчас мы наглядно покажем вам, как выполнить полное ТО безынерционной катушки, которую обязательно нужно обслужить.

Если открутить вот эту верхнюю гайку и снять шпулю, то мы увидим ось. Видим, что ось у нас потемнела, то есть темная смазка на оси.

Темная смазка свидетельствует о том, что частички износа металла уже попали в смазку, и смазка изменила цвет. Если эту смазку не убрать, и механизм катушки не отмыть от старой отработавшей смазки, то износ катушки у нас пойдет ускоренными темпами.


С чего начать?

Для того, чтобы разобрать катушку и ничего не потерять, и чтобы после сборки катушки у нас не осталось лишних деталей, мы возьмем 2 листа обычной чистой бумаги.

Эти листы мы выкладываем прямо перед собой. На них мы будем по порядку раскладывать все наши детали.

Положили шпулю;

Положили гайку.

Разбирать катушку мы будем со стороны штока. Будем снимать все детали по порядку до тех пор, пока катушка дальше не перестанет разбираться.

После того, как верхнюю часть катушки вместе с ротором мы частично демонтируем, можем приступать уже к основному механизму. Правильнее всего разбирать безынерционную катушку, именно таким образом.

Снимаем сейчас вот эти вот шайбочки:

Силиконовая шайбочка;

Металлическая шайбочка (не имеет значения вверх или вниз);

Подшипник;

Втулочка;

Шестеренка;

Еще одна шайбочка.

Чтобы ничего не забыть, сфотографируйте все детали, которые по порядку разложили на бумаге. Таким образом, если вдруг у нас что-то перемешается, то мы глядя на фотографию сможем в обратном порядке опять их разложить, и ничего не потеряем, и не забудем.


Снимаем с катушки ротор

Для того, чтобы снять с катушки ротор, необходимо открутить гайку. Эта гайка, как правило фиксируется винтиком. Чтобы не повредить шляпку винта, важно подобрать отвертку, нужного размера.

Сначала откручиваем винтик;

Затем снимаем кольцо, фиксирующее гайку;

И теперь нам необходимо развинтить эту гайку.

Гайка изготовлена чаще всего из латуни или алюминия. В данном случае, на этой катушке, она алюминиевая.

Далее мы берем гаечный ключ и действуем очень аккуратно. Если мы вдруг начнем крутить гайку не в ту сторону, мы можем легко сорвать резьбу. Поэтому аккуратненько срываем с места гайку, и теперь можем уже руками ее откручивать. Также последовательно все детали укладываем на бумагу.

Теперь снимаем ротор.

Чтобы не вымазаться в старой смазке, желательно сразу вытереть все салфеткой.


Снимаем обгонную муфту

Вот у нас показался механизм, это обгонная муфта. Для того, чтобы залезть дальше в механизм нашей катушки, необходимо отвинтить вот этот винтик.

Приподнимаем силиконовую прокладку;

Берем плоскую отвертку и откручиваем этот винт.

В одних моделях катушек этот винтик под ротором есть, а в других катушках нет. Если винт под ротором есть, то не открутив его заранее, в механизм катушки просто не залезешь.

Этот винтик имеет микро шайбочку, так что будьте предельно внимательны, и ничего не потеряйте. Также откладываем его в сторону.

Силиконовую прокладку возвращаем на место;

Снимаем ручку и откладываем ее в сторонку;

И теперь уже можем откручивать, основные винты на корпусе.

При работе лучше всего пользоваться набором отверток. Причем отвертки должны быть и крестовые, и плоские. И этот набор отверток должен быть достаточно качественный.

Если мы будем использовать отвертки низкого качества, то мы запросто можем повредить все шляпки винтиков и в дальнейшем будет сложно качественно собрать катушку.

Вот у нас один винт крепил, вот эту декоративную накладку. Мы ее снимаем и видим еще один винтик, его также откручиваем.


Ставим метки на шестеренках

Теперь нужно действовать очень и очень аккуратно. Дело в том, что там у нас есть 2 главных шестерни. И, если мы сейчас будем открывать крышку катушки и сместим положение этих шестерней, относительно друг друга, то у нас может возникнуть ситуация, что у шестеренок возникнет тракторный ход.

У нас уже случалось несколько раз, когда мы не знали вот этого нюанса и открывали катушку. Думали какая разница: две главные шестерни, взяли, разобрали, промыли.

Потом все назад поставили, и после того, как все собрали, начинаем крутить катушку, а у катушки, буквально тракторных ход. Она начала урчать, хотя до этого работала бесшумно.

Стали разбираться что да как, начали менять положение шестерней и буквально с 10-го раза только смогли попасть в то положение, в котором они должны находиться.

То есть нам пришлось 10 раз собирать, разбирать катушку. И в какой-то момент, у нас шестерни совпали, и у катушки, опять получился бархатный ход.

Сейчас, чтобы этого избежать мы действуем очень и очень аккуратно:

Снимаем и откладываем крышку прямо вместе с подшипником;

Теперь смотрим на механизм нашей катушки: видно, что ведущая и ведомая шестерня у нас из алюминия. Эта катушка легкого класса, поэтому главная пара у нас алюминиевая или силуминовая, трудно сказать какая, но катушка очень легкая.

Сейчас нам надо заметить правильное положение шестеренок.

Как это делается:

Мы берем иголочку и ставим царапины. Одну царапину ставим на корпусе вот здесь рядом с гаечкой. Поставили маленькую царапину. И соответственно ставим на шестеренке, вот здесь царапину.

Когда мы шестерни уберем, помоем их и нанесем новую смазку, когда будем собирать катушку обратно, то вот эти две царапинки, нужно будет обязательно совместить.

Теперь нам необходимо запомнить положение второй шестеренки. То есть, мы берем и ставим царапину по центру вала и напротив на самой шестерне.

Все, у нас теперь шестерни помечены. И сейчас мы раскручиваем вот эти вот 3 винтика, которые фиксируют обгонную муфту.

Не забываем все детали укладывать по порядку. У нас они лежат именно в том порядке, в котором мы эту катушку разбирали. Поэтому, собрать катушку для нас не будет составлять никакого труда.

Снимаем эту деталь, и теперь уже можем извлекать ведомую шестерню с обгонной муфтой. Для начала снимаем вот эту маленькую пластиковую втулочку.

Хотим обратить ваше внимание, что механизм тут довольно-таки сложный, поэтому нужно его раскладывать точно в том же порядке, в котором разбираем.


Снимаем главную пару катушки

Теперь извлекаем ведомую шестерню вместе с обгонной муфтой, и прямо так в сборе пока ее укладываем.

Нам самое главное, что нужно обслужить, это главную пару катушки.

Теперь нам необходимо вытащить шток:

Берем самую мелкую крестовую отвертку, и откручиваем совсем маленький винтик. Далее, аккуратно извлекаем шток из катушки;

После того, как шток сняли, можем уже достать ведомую шестерню;

Разбираем кулисную систему с шестеренками. Это система отвечает за плавную подачу штока вперед-назад, во время вращения катушки;

Вытаскиваем из механизма все оставшиеся детали, шестеренки и подшипники;

Из внешней крышки извлекаем второй подшипник, и также укладываем его в том положении, в котором необходимо.


Как отмыть катушку от старой смазки?

И вот у нас уже полностью разобранная катушка. Сейчас нам необходимо все эти детали хорошенько и качественно отмыть от старой смазки.

Как это проще всего сделать?

Мы по большому счету, мы могли главную пару катушки не разбирать, а прямо так отмывать, после того как катушку открыли.

Можно легко отмыть катушку от старой смазки вот таким вот очистителем тормозов. Это очень качественная вещь и можно было просто взять попшикать на механизм катушки.

Это средство очень качественно смывает старую смазку. После того, как побрызгали на главную пару, старая смазка просто сама вытекает. Таким способом можно было бы вымыть старую смазку и заложить новую.

Но так, как мы еще хотим отмыть у катушки подшипники и все детали, поэтому мы сделали полную разборку. А для отмывки всех деталей, мы будем использовать вот такой вот бензин «Калоша».

Мы его аккуратненько и в небольшом количестве наливаем вот в эту стеклянную емкость. И сейчас будем здесь отмывать все наши детали, включая подшипники.

Лучше всего конечно начинать с подшипников. Если мы сперва отмоем все детали, которые грязные и потом будем в этом бензине мыть подшипники, то в подшипники могут попасть всякие песчинки, которые приведут к быстрому износу подшипников.

Укладываем подшипники в бензин и начинаем их отмывать.

Теперь берем нашу обгонную муфту. Ее тоже желательно все-таки аккуратненько обработать. Укладываем все детали обгонной муфты в том положении, в котором необходимо.

Вот, это сама обгонная муфта;

Втулка обгонной муфты;

Подшипник.

Теперь берем подшипник обгонной муфты, укладываем его в блюдо с бензином, и тоже хорошенько моем.

Обгонную муфту желательно промывать немножко иначе:

Мы берем бумажную салфетку, смачиваем ее бензином, и аккуратненько, не разбирая, промываем обгонную муфту. Нам необходимо убрать остатки старой смазки, и этого вполне будет достаточно. Главная муфта теперь у нас уже чистая.

Теперь втулку обгонной муфты с шайбочкой тоже укладываем в бензин и аккуратно промываем. Берем вот такую кисточку, и аккуратненько отмываем, чтобы у нас деталь была абсолютно чистенькая.

Желательно помыть эту втулочку, не трогая пальцами, чтобы на ней не остался жир от рук.

Каждый подшипник нужно тщательно осмотреть, хорошо отмыть от загрязнений и перед смазкой хорошенько просушить на бумаге. Один подшипник опорный из корпуса с одной стороны, второй подшипник из корпуса с другой стороны.

Теперь берем вот эту шестерню, и начинаем кисточкой отмывать ведомую шестеренку, главной пары. Нужно убрать с нее старую смазку и загрязнения.

Весь этот мусор до момента разборки катушки, находился внутри механизма. И соответственно, этот мусор, конечно ухудшал ход катушки. Катушка с таким мусором, работать легко и просто, естественно не может.

Итак, детали главной муфты мы отмыли, и после того, как сейчас бензин подсохнет, можно уже приступать к сборке этого механизма, на котором установлена обгонная муфта.

Теперь аналогичным образом отмываем уже ведущую шестеренку, главной пары. Отмыли, положили, пусть лежит подсыхает;

Теперь берем другую шестеренку и делаем с ней все то же самое;

Теперь берем непосредственно корпус катушки. Его тоже нужно освободить от всей старой смазки. Аккуратно, при помощи кисточки все смываем, что здесь было и откладываем корпус катушки в сторону, чтобы он подсыхал;

Отмываем боковую крышку и все оставшиеся детали катушки.


Сборка катушки

Ну вот все детали мы отмыли, можем уже бензин отодвинуть в сторону. Берем салфетку, вытираем руки после бензина. Детали у нас в этот момент подсыхают, и сейчас будем уже начинать собирать катушку в обратном порядке.

Первым делом начинаем собирать в единое целое, обгонную муфту на ведомой главной шестерни;

Подшипник смазываем капелькой, довольно густой смазки;

Теперь одеваем на шестерню втулку;

А затем, уже на втулку аккуратно надвигаем обойму обгонной муфты. Ее можем смазывать, а можем не смазывать. В принципе, по большому счету, чуть-чуть смазки сюда дать можно, но только чуть-чуть, буквально микро капельку;

Далее одеваем верхний опорный подшипник, и тоже смазываем его капелькой смазки.

Все, шестерня с обгонной муфтой, собрана воедино. И теперь мы можем уже заниматься непосредственно закладыванием смазки в главную пару.

Берем специальную густую смазку, и при помощи палочки аккуратно закладываем смазку. Много смазки закладывать не нужно, необходимо ровно столько смазки, сколько может поместиться в зазор между шестеренок.

Откладываем в сторону главную шестерню и аналогичным образом смазываем ведомую шестерню и шестерню, кулисной передачи.

Берем корпус катушки и перед тем, как устанавливать подшипник рукоятки, смазываем его капелькой масла. Теперь приступаем к сборке кулисной передачи.

Настала пора предварительно устанавливать главную шестерню и шток катушки. Шток должен дойти до отверстия, эти отверстия необходимо совместить и при помощи маленького винтика зафиксировать шток. Берем самую мелкую крестовую отвертку и аккуратненько фиксируем шток.

На закрепленный шток, тоже предварительно надвигаем ведомую шестерню с обгонной муфтой. И перед тем, как все сделать, нам нужно совместить наши царапинки.

Итак, находим наши рисочки (царапинки) и совмещаем наши шестерни. Все, совместили шестерни, и сейчас они находится именно в том положении, в котором они находились до разборки катушки.

Смазываем маслом 2-ой опорный подшипник рукоятки, вставляем его в боковую крышку катушки и при помощи отвертки собираем корпус;

Теперь нам необходимо поставить эту деталь, которая будет фиксировать стопор переключения обратного хода. Мы ее одеваем, и при этом необходимо совместить пружинку вот с этим вырезом;

Далее, винтиками прикручиваем фиксатор стопора обратного хода;

Устанавливаем на катушку ротор, фиксируем его гайкой, а саму гайку, страховочным винтиком.

Теперь нам в обратном порядке необходимо установить все эти детали:

Сначала шайбочку;

Потом шестеренку. Это шестеренка будет у нас издавать треск, когда прокручивается фрикционный тормоз;

Втулочку;

На втулочку одевается подшипник. Капнем сюда капельку масла, хотя тут нагрузки никакой нет. Это подшипник, на котором вращается непосредственно наша шпуля с леской;

Теперь металлическая шайба;

И вот эта тефлоновая шайбочка.

Прикручиваем шпулю с леской и рукоятку катушки. Проверяем какой ход имеет катушка после технического обслуживания. Ход катушки превзошел все ожидания.

Вот в общем-то и все ТО безынерционной катушки, можно отправляться на рыбалку.


Проверка катушки после сборки

Великолепный ход катушки, никаких проблем, очень мягкий, без всяких паразитных шумов. Все хорошо, у нас все получилось, катушка работает именно так, как мы и хотели.

Многие рыболовы считают, что безынерционные катушки можно совершенно не обслуживать. При этом приводят в пример двигатель автомобиля.

На самом деле, хоть у катушки и не такие скорости, как в двигателе автомобиля, тем не менее хотя бы раз в год, смазку в безынерционной катушке, обязательно нужно менять.

Тем более, что сделать это совсем несложно. Любой среднестатистический рыболов, без всякой проблемы может самостоятельно, в домашних условиях заменить смазку в своей катушке.

Оставьте комментарий